« Вернутся в раздел

Мастерская конструирования личности

05.01.17

ИСААК НЬЮТОН. Просто о сложном

Автор: Валентин Бадрак

Источник: Проект "Лица цивилизации"

 

ИСААК НЬЮТОН (1643 - 1727)

Урок: Плохой старт можно превратить в успех, завоевав признание современников и потомков – при достижении социально значимых результатов 

 

Человек, который, по свидетельству последующих многих ученых, научил и заставил мир мыслить по-но­вому, был великим отшельником. Будто бы по доброй воле. На самом деле, в силу того, что оказался изгоем в семье, был лишен материнской любви в детстве, не видел живым своего отца, не был научен продуктивно общаться со сверстниками. Нерациональная конструкция детства с тупиковыми отношениями и резко отрицательными эмоциями (из уст мальчика срывались и прямые угрозы сжечь дом своего отчима, отобравшего у него мать) толкнули будущего преобразователя мира в область молчаливой науки.   

 Первая половина жизни ученого свершалась тихо и незаметно в одинокой келье под плотным слоем вулканического пепла. В течение долгих десятилетий он общался лишь с несколькими избранными людьми, живя большую часть своей закапсулированной жизни почти в абсолютной изоляции и занимаясь преимущественно лишь научными поисками. В течение тридцати лет добровольного заточения в Кембридже Исаак Ньютон написал лишь одно личное письмо…

Казалось бы, ограничение общения и асоциальный образ жизни почти всегда приводят к книгам — наиболее действенному эрзацу мира реального. В случае с Ньютоном, пожалуй, самым удивительным был тот факт, что раннее увлечение созданием различных конструкций, часто непредвиденным и необъяснимым образом взаимодействующих с силами природы, пред­определили его книжные интересы. А не наоборот, когда книги формируют интересы развивающейся личности. Это существенная деталь в жизни Ньютона, сыгравшая в его жизни крайне важную роль. Впрочем, он не брезговал и классической литературой, но решительно отдавал предпочтение изучению физики и математики, астрономии и биологии.

Жизнь отверженного наградила его верой в себя, а неминуемо выросший запас знаний позволил ничего не принимать на веру и снисходительно относиться к авторитетам. Последнее – компенсация отторжения. Тем не менее, даже те авторы, которых он безоговорочно уважал и на которых ориентировался, не являлись идеалами, а их выводы подвергались тщательным проверкам. Уже в то время Ньютон руководствовался внутренними ориентирами и учился больше прислушиваться к собственному голосу, результатам собственных практических опытов и самостоятельному анализу литературы, чем к наставлениям именитых менторов. В любом случае, превосходная идея: слушать себя в первую очередь, ни перед кем не склонять голову.

Ньютон быстро нашел неточности и белые пятна в знаниях своих учителей, и вскоре, двигаясь дальше, развил в себе способность во всем полагаться лишь га себя. Широко известен его примечательный диалог с Кондуитттом:

«Кондуитт: Не можете ли вы вспомнить, как изготавливали ваш телескоп?

Ньютон: Я сделал его сам.

Кондуитт: Где же вы взяли инструменты для этого?

Ньютон: Я сделал их сам… если бы я ждал, что кто-то сделает за меня инструменты или еще что-нибудь, я бы никогда ничего не создал…»

            Маленький отрывок показывает несколько презрительное отделение себя от внешнего мира: мир современников уже слишком слаб для научного взаимодействия. Тут и удовлетворенность собой, и изощренное возмездие за детские слезы, и магистральные устремления дальше, чем способен узреть глаз ближнего.

            Психологическая основа безумного стремления к достижению становится вполне понятной, если принять во внимание двусмысленное положение Ньютона: человек, бежавший из родового гнезда и отвергнувший идею стать хозяином поместья; человек, не имеющий средств к существованию, кроме студенческой стипендии; и, наконец, человек, ищущий уважения, признания и любви, имеющий в жизни только одно-единственное — жажду самоутверждения. За гранью науки и безумного стремления к высшим достижениям была пустота и, в конечном счете, смерть. Так же как и в раннем детстве, у Ньютона не было альтернативы. С одной стороны, он по-прежнему не умел общаться с окружающим миром и, более того, для такого общения даже не было основы; но с другой — окружающий мир готов был на уровне чуда принимать высшие научные достижения и их творцов.

Зато достижения позволили ему считать себя мессией от науки. Он был искрен­не убежден, что природа позволила ему одному проникнуть на недосягаемую глубину, чтобы понять и объяснить подслеповатым современникам многие тайны мироздания. Долгими, упорными усилиями он развил в себе высшую степень сосредоточения на идее – путем жестких самоограничений. У Ньютона, по всей видимости, никогда не было и отношений с женщинами — исследователи утверждают, что на смертном одре великий физик признался, что умирает девственником. Он, похоже, опасался всего, что может не только помешать, но даже немного отвлечь от идеи. Кстати, несмотря на крайне слабое здоровье в младенчестве, он прожил восемьдесят четыре года.

Среди прочего, он доказал, что альтернативная модель обитания в мире — жизнь в себе, - способна быть и социально действенной в случае предоставления значимых результатов.

 


 

 

 

 



Комментарии


Каждый человек рожден для потенциальной миссии
Каждому подвласна уникальная форма самовыражения.
Каждый сам делает свой выбор. Сделай свой выбор
и обрети новую, более яркую реальность.